Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ

Согласно ст.2, п.16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Прием ребенка с ОВЗ на обучение осуществляется образовательной организацией при наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ №273- ФЗ ст. 44 ч.3 п.1).

В ГБДОУ №32 функционирует шесть коррекционных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), две из которых для детей с заиканием. Дети с ТНР относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Также в ГБДОУ № 32 функционирует логопункт, который посещают дети с незначительными нарушениями речи.

Условия организации работы в ГБДОУ № 32 по обучению и воспитанию детей с ОВЗ

  1. Логопедический кабинет учителя-логопеда Саянной Н.В.
  2. Логопедический кабинет учителя-логопеда Богдановой А.А.,
  3. Логопедический кабинет учителя-логопеда Романик Н.Л. (сотрудник ППМС центра Пушкинского района СПб) ЛОГОПУНКТ
  4. Кабинет педагога-психолога Рябченко Е.А.

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) ГБДОУ №32.

Образовательная работа в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи организована с учётом рабочей Программы учителя-логопеда, которая является локальным актом образовательного учреждения, разработана на основе образовательной программы дошкольного образования адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) ГБДОУ 32.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья используется Индивидуальный маршрут развития воспитанника, который разрабатывается совместно с узкими специалистами дошкольного учреждения с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении учебного года.

Детский сад тесно взаимодействует с Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пушкинского района Санкт-Петербург.

Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка с ТНР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников, полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности и пат­риотизма, подготовки к обучению в школе и к жизни в современном обществе, обеспече­ния безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса

Создание оптимальных условий (для адаптации детей с проблемами в речевом развитии к учебной нагрузке) невозможно без учета структурной специфики как ведущего (первичного) дефекта у каждого обучающегося ребенка, так и осложняющих его расстройств. В работе педагогического коллектива ДОУ апробирована организационно-ролевая структура, включающая базовый компонент, закрепляющий (прямой и опосредованный подход) и активизирующий. А именно: для создания условий, стимулирующих развитие импрессивной речи детей старшей группы с ОНР, накопление активного и пассивного словаря воспитанниками подготовительной группы с ОНР используются следующие формы занятий:

  • формирующие занятия учителя-логопеда – базовый компонент;
  • специальные занятия воспитателей – закрепляющий (прямой подход) компонент;
  • игровые занятия воспитателей – закрепляющий (опосредованный подход) компонент;
  • музыкальные и физкультурные занятия — закрепляющий (опосредованный подход) компонент;
  • психологические тренировки – активизирующий компонент, т.е. стимулирование педагогом-психологом психологической базы речи и всего функционального потенциала речевой деятельности каждого воспитанника.

Без взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности всего образовательно-воспитательного процесса, построения индивидуального образовательного маршрута и преодоления речевой недостаточности у детей

Функции участников в процессе преодоления речевых нарушений у дошкольников

Учитель-логопед

  1. Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым ребенком.
  2. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
  3. Коррекция звукопроизношения.
  4. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  5. Формирование слоговой структуры слова.
  6. Формирование послогового чтения.
  7. Отработка новых лексико-грамматических категорий.
  8. Обучение связной речи.
  9. Предупреждение нарушений письма и чтения.
  10. Развитие всех психических функций

Воспитатель

  1. Осуществление коррекционно-развивающей деятельности.
  2. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
  3. Систематический контроль за поставленным звуком и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
  4. Отработка грамматических конструкций у детей в ситуации естественного общения.
  5. Формирование связной речи (заучивание стихов, текстов, знакомство с худ. литературой и творчеством детских писателей, работа надпересказом и составление всех видов рассказов).
  6. Закрепление навыков чтения и письма.
  7. Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя-логопеда.
  8. Развитие речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале

Педагог-психолог

  1. Развитие всех психических функций.
  2. Психокоррекционная работа (индивидуальная, подгрупповая).
  3. Текущее обследование.
  4. Психотренинг (консультации для педагогов и родителей)

Музыкальный руководитель

  1. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
  2. Формирование фонематического восприятия.
  3. Формирование связной речи (игры-драматизации, заучивание стихов, потешек, текстов песен, знакомство с творчеством детских композиторов)

Медицинские работники

  1. Консультирование родителей о состоянии здоровья детей.
  2. Назначение профилактических мероприятий.
  3. Оказание медицинских услуг

Родители, семья

  1. Осуществление коррекционно-развивающей деятельности комплексно, в двух направлениях – коррекционно-педагогическом и лечебно-оздоровительном.
  2. Создание речевой среды в семье в соответствии с возрастом ребенка. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса по текущей лексической теме в процессе общения с ребенком в семье.
  3. Систематический контроль за поставленным звуком и грамматической правильностью речи в процессе общения с ребенком в семье.
  4. Отработка грамматических конструкций в ситуации естественного общения.
  5. Формирование связной речи (заучивание стихов, текстов, знакомство с худ. литературой, творчеством детских писателей, работа над пересказом и составление всех видов рассказов).
  6. Закрепление навыков чтения и письма.
  7. Закрепление речевых навыков по заданию учителя-логопеда.
  8. Развитие речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
  9. Консультации врачей и при необходимости проведение курса лечения.
  10. Практическая помощь в развитии у ребенка координации движений и мелкой моторики