Согласно ст.2, п.16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Прием ребенка с ОВЗ на обучение осуществляется образовательной организацией при наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ №273- ФЗ ст. 44 ч.3 п.1).
В ГБДОУ №32 функционирует шесть коррекционных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), две из которых для детей с заиканием. Дети с ТНР относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Также в ГБДОУ № 32 функционирует логопункт, который посещают дети с незначительными нарушениями речи.
Условия организации работы в ГБДОУ № 32 по обучению и воспитанию детей с ОВЗ
- Логопедический кабинет учителя-логопеда Саянной Н.В.
- Логопедический кабинет учителя-логопеда Богдановой А.А.,
- Логопедический кабинет учителя-логопеда Романик Н.Л. (сотрудник ППМС центра Пушкинского района СПб) ЛОГОПУНКТ
- Кабинет педагога-психолога Рябченко Е.А.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) ГБДОУ №32.
Образовательная работа в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи организована с учётом рабочей Программы учителя-логопеда, которая является локальным актом образовательного учреждения, разработана на основе образовательной программы дошкольного образования адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) ГБДОУ 32.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья используется Индивидуальный маршрут развития воспитанника, который разрабатывается совместно с узкими специалистами дошкольного учреждения с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении учебного года.
Детский сад тесно взаимодействует с Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пушкинского района Санкт-Петербург.
Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка с ТНР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников, полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности и патриотизма, подготовки к обучению в школе и к жизни в современном обществе, обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса
Создание оптимальных условий (для адаптации детей с проблемами в речевом развитии к учебной нагрузке) невозможно без учета структурной специфики как ведущего (первичного) дефекта у каждого обучающегося ребенка, так и осложняющих его расстройств. В работе педагогического коллектива ДОУ апробирована организационно-ролевая структура, включающая базовый компонент, закрепляющий (прямой и опосредованный подход) и активизирующий. А именно: для создания условий, стимулирующих развитие импрессивной речи детей старшей группы с ОНР, накопление активного и пассивного словаря воспитанниками подготовительной группы с ОНР используются следующие формы занятий:
- формирующие занятия учителя-логопеда – базовый компонент;
- специальные занятия воспитателей – закрепляющий (прямой подход) компонент;
- игровые занятия воспитателей – закрепляющий (опосредованный подход) компонент;
- музыкальные и физкультурные занятия — закрепляющий (опосредованный подход) компонент;
- психологические тренировки – активизирующий компонент, т.е. стимулирование педагогом-психологом психологической базы речи и всего функционального потенциала речевой деятельности каждого воспитанника.
Без взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности всего образовательно-воспитательного процесса, построения индивидуального образовательного маршрута и преодоления речевой недостаточности у детей
Функции участников в процессе преодоления речевых нарушений у дошкольников
Учитель-логопед
- Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым ребенком.
- Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
- Коррекция звукопроизношения.
- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
- Формирование слоговой структуры слова.
- Формирование послогового чтения.
- Отработка новых лексико-грамматических категорий.
- Обучение связной речи.
- Предупреждение нарушений письма и чтения.
- Развитие всех психических функций
Воспитатель
- Осуществление коррекционно-развивающей деятельности.
- Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
- Систематический контроль за поставленным звуком и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
- Отработка грамматических конструкций у детей в ситуации естественного общения.
- Формирование связной речи (заучивание стихов, текстов, знакомство с худ. литературой и творчеством детских писателей, работа надпересказом и составление всех видов рассказов).
- Закрепление навыков чтения и письма.
- Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя-логопеда.
- Развитие речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале
Педагог-психолог
- Развитие всех психических функций.
- Психокоррекционная работа (индивидуальная, подгрупповая).
- Текущее обследование.
- Психотренинг (консультации для педагогов и родителей)
Музыкальный руководитель
- Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
- Формирование фонематического восприятия.
- Формирование связной речи (игры-драматизации, заучивание стихов, потешек, текстов песен, знакомство с творчеством детских композиторов)
Медицинские работники
- Консультирование родителей о состоянии здоровья детей.
- Назначение профилактических мероприятий.
- Оказание медицинских услуг
Родители, семья
- Осуществление коррекционно-развивающей деятельности комплексно, в двух направлениях – коррекционно-педагогическом и лечебно-оздоровительном.
- Создание речевой среды в семье в соответствии с возрастом ребенка. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса по текущей лексической теме в процессе общения с ребенком в семье.
- Систематический контроль за поставленным звуком и грамматической правильностью речи в процессе общения с ребенком в семье.
- Отработка грамматических конструкций в ситуации естественного общения.
- Формирование связной речи (заучивание стихов, текстов, знакомство с худ. литературой, творчеством детских писателей, работа над пересказом и составление всех видов рассказов).
- Закрепление навыков чтения и письма.
- Закрепление речевых навыков по заданию учителя-логопеда.
- Развитие речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
- Консультации врачей и при необходимости проведение курса лечения.
- Практическая помощь в развитии у ребенка координации движений и мелкой моторики